суббота, 22 октября 2011 г.

  Развитие образования в общем и обучение взрослых в частности в Исилькуле и районе началось вместе с заселением переселенцами огромных массивов свободных земель. Образовательный уровень переселенцев был очень низким. В то время грамотные составляли всего 12 %. СМОТРЕТЬ ВИДЕО.
   Экономическое развитие района способствовало превращению станции Исилькуль в крупный торговый и транспортный узел, появилась потребность в грамотных специалистах, активизировалась общественная и политическая жизнь крестьян и рабочих. С конца ХIХ века стали открываться церковно – приходские и министерские школы, на строительство которых отпускались деньги из переселенческого управления. Несколько позже, в 1930 годы, в связи с раскулачиванием зажиточных людей некоторые школы были переведены в кулацкие дома. К 1908 году было открыто 10 школ, а к 1917 году действовало уже 20 школ, в них обучалось 800 учащихся. Сначала эти школы были с одногодичным сроком обучения – школы 1ой ступени, где учились письму, чтению и счету. Несколько позже открывались школы второй ступени. В селах, где не было школ, практиковалось обучение на дому. С самого начала развитие образования в районе школы испытывали большие трудности: не хватало учителей, не было учебных пособий, учебников и письменных принадлежностей. Вместо классных досок писали на стенах древесным углем, а вместо тетрадей писали на дощечках. С приходом Советской власти ликвидация неграмотности стала одной из важных задач.
     26 декабря 1919 года был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», обязывающий обучать грамоте всё население до 50 лет. В Исилькульском районе сразу же были приняты экстренные меры для реализации этого акта. Прежде всего решались вопросы помещений и учительских кадров. Уже в том же 1919 году в железнодорожном клубе под руководством учителей Ивана Ивановича и Марии Ивановны Харитоновых начали работать курсы ликбеза. В 1920 году в  деревянном железнодорожном здании школы по линии ликбеза в третью смену занимались 2 группы взрослых, а в 1935 году на базе этой школы была организована школа взрослых. Первым директором была Дорошева Т. И., позже Аппелинский Валентин Николаевич. Постепенно сеть курсов и школ ликбеза расширялась. При каждой школе обучались переростки и взрослые. В 1928 году  ликпунктов было 12, в 1931 году – 23, а в 1933 году – 62.
    В двадцатые годы была открыта школа крестьянской молодежи – ШКМ, куда принимались переростки и окончившие школы второй ступени. В этих школах наряду с общеобразовательными предметами учащиеся осваивали полеводство и животноводство. Желающих учиться было много, но не позволяло помещение. Первый директор ШКМ П. И. Смирнов в отчете за 1925 год писал, что из-за отсутствия помещения учащихся них обучаются только 142 человека, тогда как в приемную комиссию было подано 226 заявлений. Многие выпускники продолжали учиться на рабфаках и в техникумах.
     В 1930 году было принято постановление партии и правительства о всеобщем обязательном начальном обучении. С 1936 года на базе начальных и семилетних школ были открыты школы взрослых и подростков.
      Неграмотность была ликвидирована к началу войны. В это время было организовано обучение с отрывом от производства юношей, которым в ближайшее время предстояла служба в армии. В самый разгар войны, в 1943 году, решением партии и правительства в стране были созданы общеобразовательные школы для подростков, занятых на производстве, а позже – для возвратившихся из фронта воинов Советской Армии. В Исилькуле были открыты 2 вечерние школы  рабочей молодежи: железнодорожная № 3 и городская № 2. В 1961 году школа № 3 была передана отделу учебных заведений Западно-Сибирской железной дороги. С этого времени она стала именоваться вечерней средней железнодорожной  школой рабочей молодежи № 21. С 1960 года начала работу вечерняя школа № 1 при учреждении УХ 1614.
    Кроме вечерних школ в Исилькуле и районе в 1943 году был открыт консультационный центр по заочному  обучению подростков и молодежи, а несколько позже была организована районная заочная школа для обучения сельской молодежи. В трудное военное время начинали работу все эти школы: не доставало учебников, тетрадей, наглядных пособий, школы не имели собственных помещений, занятия проводились в одну смену, то есть вечером, не хватало учителей. В 60-е годы вечерним школам были предоставлены собственные помещения. В 1968 году численность учащихся в трёх школах составила около 900 человек.  
      В развитии системы вечернего и заочного обучения молодежи большую роль сыграло Постановление КПСС и советского правительства о льготах для учащихся ШРМ. Оно явилось важным стимулом повышения общеобразовательного уровня рабочих. В связи с этим на всех предприятиях, в учреждениях и организациях назначались люди, которые совместно с учителями вели разъяснительную работу с молодежью о необходимости повышения образования.
      Большую помощь школе оказывали горвоенкомат, детская комната милиции и комиссия по делам несовершеннолетних. Эти учреждения направляли в школу допризывную молодежь и «трудных подростков». В 70х – 80х годах каждый четвертый выпускник школ г. Исилькуля заканчивал вечернюю школу. Ежегодно многое делалось для повышения общеобразовательного уровня молодых рабочих в депо, ПЧ-1, ПТО, ПМК-108, Сельхозтехнике, РОВД, СПТУ-28, АТП-37, хлебозаводе, трикотажной фабрике, Межрайгазе – всего более 70 больших и малых служб. Таким образом, сложилась система совместной воспитательной работы с молодежью.
       И всё же главная роль в обучении и воспитании учащихся принадлежит учителям. В архивных документах упоминаются фамилии учителей, работавших в годы Великой Отечественной войны: Лебедева Ф. М., Синтюрина Т. П. и Федорова. В городской вечерней школе № 2 продолжительное время проработали Лобанова К. Ф., Никитин П. П., Кружилин А. Я., Вишневская З. М., Ливицкий И. К., Рудина О. Г.  Директорами работали Избышев И. Д., Винищук Н. М., Петров П. И., Волощенко И. Р., Коркин А. А., Григорьева Л. И., Медведев В. Я., который проработал с 1964 по 1970 г.  За время работы Сметанина И. И., директора вечерней железнодорожной школы № 21 (1943 – 1967 г.), получили аттестаты о среднем образовании 606 учащихся. Более 10 лет в школе проработали педагоги:  Гончаренко Н. М., Петрова О. Г., Прокопьева Е. И., Шабанова П. Ф., Ревуцкий И. З., Петрищева М. М.; 5 и более лет работали Лобанова К. Ф., Щербакова М. М., Мельников Г. Д., Деревянко Н. И. и другие. Свыше 25 лет отдали системе вечернего образования такие учителя как Позднякова П. Г., Муромцев Г. Ф., Подгорная Л. Г.,  Сальникова Л. Т., Медведева Т. М. Более 15 лет проработали: Коркон А. А., Довгалева Р. А., Свинцова Л. Л., Лебедева П. С., Галако А. М., Хлызов М. В., Кузнецова А. К., Смалюга В. П., Подвозных И. Я., Григорьева Т. Г., Колбасина В. К., Повилягина В. М.; 32 года проработала библиотекарем Носова Л. А. Вечерние школы г. Исилькуля на разных этапах возглавили директора: Свинцова Л. Л., Ковач А. И., Вагин Н. Д., Федосеев Г. Л., Шишлонов В. И., Мурашов Г. Я., Медведев В. Я.,  Ливицкий И. Г., Ганенко С. И., хлызов М. В., Фомин В. В., Лебедев П. С.
      Общее количество выпускников, окончивших вечернюю школу и получивших среднее образование, составило 4140 учащихся. Многие из них в дальнейшем учились в вузах, средних специальных учебных заведениях. Получили высшее педагогическое образование выпускники вечерней школы: Денгальц М. Г., Хлызов М.В., Фисюк И. Г., Кувшинов В. С., Ковач А. И., Войтов Ф. С., Давыдов В. Н., Прожога Т. Е., Мелентьева Г. А., Подгорная Л. Г., Медведева Т. М., Метелева Г. П. и другие. Многие выпускники школы работали руководителями предприятий и организаций – это Ливиц Н. Т. – начальник депо; Коновалов Г. А. – начальник станции Исилькуль; Медведев В. П. – председатель горсовета; Таран Н. И. – начальник милиции Ст. Исилькуль; Боссерт А. П. – директор хлебозавода и другие.
    В настоящее время вечерняя общеобразовательная школа выполняет очень важную функцию – коррекция, реабилитация и социальная защита подростков в возрасте от 15 лет. Однако продолжить свое образование здесь могут все желающие.      
   


Комментариев нет:

Отправить комментарий